17:35, 22 березня 2020 р.
Спроси психолога: как побороть зависимость ребенка от гаджета
Сайт 05745com.uaвводит новую рубрику — «Спроси психолога». Два раза в месяц мы будем публиковать ответы специалиста, на вопросы, которые вы оставляете в соцсетях. Отвечать на запросы будет психолог с 20-летней практикой, психотерапевт, лозовчанка Ирина Хрисанфова. Первая тема, которой вы заинтересовались – зависимость детей от смартфонов. Вы также спрашивали, как отвлечь детвору от гаджетов. Обо всем по порядку.
Почему у детей возникает зависимость от гаджетов?
Какие последствия могут возникнуть из-за чрезмерной зависимости гаджетами?
Почему ребенок всегда выбирает гаджет?
Как родители могут повлиять на ребенка? Можно ли побороть зависимость от гаджета без ссор?
Всегда ли, гаджеты – это плохо?
Ирина Хрисанфова: сейчас поменялась информационная среда, в которой находятся дети. Гаджет выполняет роль, которую раньше выполняла книга или радиоприемник. Это способ получить какую-то информацию. Сейчас есть много увлекательных игр и еще чего-то, что ребенка удерживает. Когда внимание направлено туда, например, ребенок проходит этапы игры, он на этом максимально сконцентрирован. Это происходит потому, что в мозге ребенка еще не развиты зоны контроля. Дите полностью увлечено игрой, у него возникает зависимость, потому что во время игры поднимается адреналин, вырабатываются эндорфины. Во время игры у ребенка в организме много подкрепляющих химических веществ, так как происходит постоянная смена картинки и светового потока. Гаджет превращается в «коробку удовольствия». Она постоянно будет его привлекать. Это похоже на зависимость от сладкого. Получается, концентрация внимания ребенка постоянно уходит с тех объектов, на которые нужно тратить усилия – уроки, общение. Занятия, которые не имеют такого высокого уровня удовольствия, проигрывают другим занятиям. Наше внимание так устроено, когда быстрая смена картинки, оно не может больше никуда распыляться, оно должно контролировать эту картинку. Этот эффект включает мозг на сильный раздражитель и другие раздражители проигрывают.
Гаджет превращается в «коробку удовольствия». Она постоянно будет его привлекать. Это похоже на зависимость от сладкого.
Ирина Хрисанфова: ответственность за чрезмерное увлечение ребенка гаджетами полностью лежит на родителях. Если сейчас ребенок не может оторваться от гаджета, значит ранее вы дали ему возможность постоянно в нем сидеть – либо по занятости родители не могли им заниматься, либо так случилось по их незнанию. В любом случае, родители не дали альтернативу. У ребенка не возникнет зависимость, если у него есть альтернатива побегать с друзьями, если ребенка куда-то возили, вместе с ним смотрели фильмы, обсуждали, лепили что-то. Если родитель был в контакте с ребенком, а гаджетам выделялось немного времени и ребенок понимал, что это просто часть интересов, а не полностью его жизнь, то проблем не возникнет. У одного ребенка в дальнейшем зависимость может перерасти в серьезное, и даже психическое расстройство. Это может произойти из-за тревожности и из-за типа нервной системы. У другого ребенка реакция не такая. Он может посидеть в этих играх, а потом спокойно выйти гулять. Но, и тут нужно дозировать и мониторить контент, с которым сталкивается ребенок. Если игры с разрушением, убийством или порнографией – это может травмировать психику. Если ребенок определенного возраста увидит порнографические материалы, для него это тоже может быть травма. За этой травмой последует интерес.
Ответственность за чрезмерное увлечение ребенка гаджетами полностью лежит на родителях. Если сейчас ребенок не может оторваться от гаджета, значит ранее вы дали ему возможность постоянно в нем сидеть.
Ирина Хрисанфова: начнем с семьи. Зависимость может случиться, если в самом детстве, когда ребенок маленький,ему без конца давали планшет, включали мультики, чтоб родителям было удобно. Также ему не читали книги, с ним не гуляли, не ходили в интересные места, не показывали мир, не давали альтернативы. Например, дите ведет себя нехорошо – включили мультик, чтоб успокоился. Тот аспект, что это «коробка удовольствия», это место еще и островок безопасности. «Зависают» в планшетах и не выходят гулять, обычно, дети с повышенной тревожностью. Эти детки видят, что дома какая-то сложная ситуация: родители могут ссориться, все время рассказывать какой плохой мир, либо родители постоянно сидят в телефоне. В таком случае, это подражательная история, и ребенок понимает, что сидеть в этом гаджете безопасно, ему ничего не угрожает. Ребенок получает все, что хочет и ему не надо прилагать для этого усилия. Дите ограждает себя от реального мира, а в смартфоне отыгрывают свою тревожность, свои страхи и это очень нехорошо.
Зависимость может случиться, если в самом детстве, когда ребенок маленький, ему все время давали планшет, включали мультики, чтоб родителям было удобно. Ему не читали книги, с ним не гуляли, не ходили в интересные места, не показывали мир, не давали альтернативы.
Ирина Хрисанфова: чтоб отучить ребенка от гаджетов, прежде всего, ему нужно дать альтернативу. Если зависимость уже есть, избавиться от нее без ссоры уже не выйдет. Кроме того, если вы сами показываете ребенку пример и постоянно сидите в телефоне, поглощены интернетом, все фотографируете, ребенок будет вести себя точно также. Если дите «зависает», думайте, как вы, возможно, даже через скандал, будете занимать его время чем-то другим. Почему вы не приложили усилия, чтоб его куда-то повезти? Если ребенок на все говорит «не хочу» – это проблема, почему в вашей семье ребенок ничего не хочет? А хотите ли вы? «Залипший» в экране ребенок, это сигнал о том, что у вас есть некоторый перекос в семье. Кроме того, надо разделять ситуативное и постоянное «зависание». Также нужно учитывать возраст ребенка – ему 5 или 16. Бывает, и двухлетним детям суют этот гаджет. Задайте вопрос, с какого возраста ребенок уже «залип»? Если Вы в 2 года ему уже это дали, а потом хотите, чтоб он сам перестал там «зависать», так вы ему уже это дали. Чем меньше ребенок, тем меньше времени он должен проводить с гаджетом. Просто забрать гаджет не выйдет, Вы должны дать альтернативу и включиться в этот процесс сами. Нужно дать ребенку возможность взаимодействовать с миром. Пойдите сами с ним гулять. Ищите время.
Самый важный момент – быть в контакте с ребенком и понимать, чем он живет, какие у него интересы,развиваться вместе с ним. Если вы не будете понимать его внутренний мир, то это может сделать кто-то другой. Например, люди из интернета. Для вас может стать новым фактом, что ваш ребенок, это человек, с которым у вас нет ничего общего. В подростковый период вы и так наткнетесь на определенные моменты. Гаджет, это стена, которая отгораживает вас от Вашего ребенка.
Если зависимость уже есть, избавиться от нее без ссоры уже не выйдет.
Ирина Хрисанфова: в моем возрасте было много детей, которые сидели в книге и не выходили гулять. Родители говорили: «Ты читаешь, портишь глаза». Дети читали с фонариком под одеялом. Функцию книги, радиоприемника или журнала сейчас, иногда, выполняет гаджет. Поэтому в дозированном варианте, в нынешнем информационном пространстве, ребенок должен владеть гаджетом. Это признак современности. У ребенка должна быть возможность взаимодействовать со смартфоном. Для того, чтоб качественно учиться он должен найти информацию или ролики. Интернет, как зеркало жизни, кто-то находит там сплетни, мошенничество, обман, а кто-то интересную информацию, которая нужна для развития.
Интернет, как зеркало жизни, кто-то находит там сплетни, мошенничество, обман, а кто-то интересную информацию, которая нужна для развития.
Книга по теме: тему воспитания детей в своих книгах подымают психологи Светлана Русь и Людмила Петрановская.
Беседу вела психолог, психотерапевт, консультант по психологии пространства Ирина Хрисанфова.
+38050 301 7042
Instagram: Ирина Хрисанфова
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
Останні новини
23:15
21 листопада
20:25
21 листопада
live comments feed...